С 2025 года произойдут значительные изменения в расчете налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Уже сейчас сотрудники беспокоятся о возможных потерях в доходах и новых обязательствах. В этой статье мы рассмотрим, как отвечать на вопросы ваших сотрудников относительно налоговой реформы НДФЛ. Примеры помогут лучше понять новые правила как вам, так и вашим работникам. В конце статьи вы сможете скачать специальное информационное письмо для сотрудников, в котором будет объяснено, как будет осуществляться расчет НДФЛ с их доходов в 2025 году.
Кому уменьшится сумма на руки? Слышал, что ставка НДФЛ повысится до 22 процентов. Это означает, что я буду получать меньше денег? Сумма, оставшаяся на руках, уменьшится лишь для тех сотрудников, чей годовой доход превышает 2,4 миллиона рублей, что составляет минимум 200 000 рублей в месяц. При этом расчет будет производиться не по месячному доходу, а по годовому. Если ваша зарплата по итогам года окажется ниже 2,4 миллиона рублей, сумма, которую вы получите на руки, останется прежней. Кроме того, 22 процента — это максимальная ставка НДФЛ, которая будет применяться к доходам свыше 50 миллионов рублей в год. Для доходов в диапазоне от 2,4 до 5 миллионов рублей ставка составит 15 процентов.
То есть, если я заработаю 2,5 миллиона рублей в 2025 году, с меня удержат 15 процентов? Нет, НДФЛ рассчитывается иначе. Ставка в 15 процентов будет применяться только к превышению.
Будут ли учитываться вычеты при определении порога для перехода к следующей ставке? Каким образом будет рассчитываться доход в 2,4 миллиона? Включаются ли в него вычеты, например, имущественный? Да, вычеты будут учтены. В расчет будут приниматься только облагаемые НДФЛ суммы, то есть с учетом вычетов и необлагаемых доходов. Имущественный вычет можно применять к доходам, полученным с начала года, задним числом. Если, например, с ваших доходов уже начали удерживать налог по ставке 15 процентов, возможно, после представления документов на имущественный вычет ваша облагаемая сумма станет меньше 2,4 миллиона рублей. В этом случае налог снова будет удерживаться по ставке 13 процентов.
Как будет производиться расчет НДФЛ с дивидендов? Если помимо зарплаты я получаю дивиденды, налоговая служба также рассчитает НДФЛ по итогам года на основе общей базы?
Нет, с будущего года правила изменятся. Зарплата и дивиденды по-прежнему будут обособленными налоговыми базами, и суммировать их по итогам года налоговики больше не будут. Для дивидендов установлены свои правила расчета НДФЛ. Доходы до 2,4 миллиона рублей будут облагаться налогом по ставке 13 процентов, свыше — 15 процентов Таким образом, для дивидендов количество ставок составит не пять, как для зарплаты, а всего две.
Как будет рассчитываться НДФЛ, если у меня несколько налоговых агентов? В течение года я получаю доходы от нескольких компаний. Кто-то из них посчитает общий доход и сразу удержит весь НДФЛ, или мне придется самостоятельно вычислять разницу?
Ни то, ни другое. Каждый из ваших налоговых агентов будет рассчитывать НДФЛ, основываясь на «своих» доходах. Учитывать доходы от других компаний они не будут. Это правило касается как выплат от ваших прежних работодателей или заказчиков, так и доходов от совместительства. Для расчета НДФЛ важен только ваш доход у данного налогового агента с начала года. Если в итоге потребуется доплата, ее рассчитает налоговая инспекция по итогам года. Вам не придется проводить расчеты самостоятельно. Налоговая служба получит данные от каждой компании, объединит их и пересчитает НДФЛ. Доплатить налог нужно будет по уведомлению из налоговой инспекции. Срок — не позднее 1 декабря следующего года.